Музей русского быта


Музей русского быта расположен в кабинете № 11 МБОУ СОШ №81 и представляет собой ИЗБУ, состоящую из одной комнаты – основное жилое помещение традиционного русского жилища как это и было в старину на Руси.
Деревянная крестьянская изба на многие века стала преобладающим жилищем 90% населения России.
Возводили их обычно из мелкослойной сосны, в некоторых районах – из лиственницы. Основным инструментом при постройке всех русских деревянных инструментов был топор. Отсюда говорят не построить, а срубить дом.
Пилу стали применять в конце XVIII в., а в некоторых местах с середины XIX в. Дом не только охранял человека от зверей, от злых людей, всяких бед, но и давал ему тепло, уют, покой. В нём спасались от холода и дождя, от ветра и туманов. В нём спали, ели, работали, отдыхали. Нянчили детей. Молились Богу. Пели песни. Рассказывали сказки. Привечали странников. Порой укрывали скотину.
Дом – это целый мир, это очень, очень большое добро.
Добро - это прежде всего заботливое отношение к человеку, к тому, что его окружает и что ему принадлежит. И люди заботились о доме, ценили и любили его. Не просто строили, а украшали его, обустраивали так, что любо-дорого посмотреть. Внутренняя обстановка избы основывалась на устойчивости традиций домашней и хозяйственной жизни семьи.
Главным украшением дома был Красный (от слова «красивый») угол (он находился в переднем правом углу). Здесь размещались иконы. Иконы ставились на полочку называемой божницей. Она изготавливалась из дерева, нередко украшалась резьбой и росписью.
Божница довольно часто была двухъярусной: в нижнем ярусе ставились новые иконы, в верхнем – старые поблекшие. Кроме икон на божнице хранились освящённые в церкви предметы: святая вода, верба, пасхальное яйцо, иногда Евангелие. Туда складывались важные документы: счета, долговые расписки, платёжные тетради, поминальники. Здесь же лежало крылышко для обметания икон.
На божницу часто вешалась занавеска.
Такого рода полочки были распространены во всех русских избах, т.к. по мнению крестьян, иконы должны были стоять, а не висеть в углу избы. Снизу божница украшалась накутником.
Необходимым элементом убранства жилья являлся стол, служащий для ежедневной и праздничной трапезы.
В традиционном русском жилище стол имел постоянное место, он стоял в самом почётном месте – в Красном углу, в котором находились иконы. В традиционной культуре, обрядовой практике, в сфере норм поведения и правил именно столу придавалось большое значение. Об этом говорит чёткая пространственная закреплённость его в Красном углу.
Любое выдвижение его оттуда может быть связано лишь с обрядовой или кризисной ситуацией. Исключительная роль стола была выражена практически во всех обрядах, одним из элементов которых была трапеза. С особенной яркостью она проявлялась в свадебном обряде, в котором практически каждый этап завершался застольем. В сфере традиционных норм поведения стол всегда был местом, где происходило единение людей: человек, которого приглашали отобедать за хозяйским столом, воспринимался как «свой».
В обычное, незастольное, время на столе могли находиться лишь хлеб и солонка с солью.
Покрывался стол скатертью. Используемые повседневно скатерти были из простого грубого холста. Такой скатертью накрывали стол во время обеда, а после еды или снимали, или покрывали ею хлеб, оставляемый на столе. Праздничные скатерти отличались, они были кружевными с кистями. Стол осмыслялся в народном сознании как «Божья ладонь», дарующая хлеб насущный, поэтому стучать по столу, за которым едят, считалось грехом.


Вход в систему

Пользователь:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Регистрация

Всего посещений: 6606691
Пользователей онлайн: 0


Наши голосования





Вверх

МБОУ СОШ No 81 г. Челябинск, 2009 © http://www.s81.chel-net.ru